- Дистанционное беспроводное управление
-
9.2.7. Дистанционное беспроводное управление
9.2.7.1. Основные положения
В настоящем разделе рассматривают функциональные требования к системам, передающим команды управления между системой управления машиной и пультом оператора, например по радио или в инфракрасном диапазоне.
Примечание 1 - Некоторые из таких систем имеют комплексное решение и могут применять цифровую технику связи, которая использует специальные кабели (коаксиальные, оптические, парной скрутки).
Должно быть обеспечено легкое подключение или отключение операторского пульта к (от) питающей сети (см. 9.2.7.3).
Должны быть в наличии (ключ оператора, код) средства, если необходимо, для ограничения доступа к пульту оператора. Каждый пульт управления должен иметь четкую индикацию о том, какой (ми) машиной (ами) управляет данный пульт.
9.2.7.2. Ограничения в системе управления
Должны быть предприняты все меры, чтобы управление обеспечивало:
- воздействие только на определенную машину;
- выполнение только определенных функций.
Должны быть предприняты все меры, препятствующие обмену иными, чем установлено, сигналами между машиной и пультом управления.
Если это необходимо, то конструкцией машины должна быть предусмотрена возможность управления с пульта в одной или нескольких ограниченных зонах или местах.
9.2.7.3. Стоп
Пульты должны быть оснащены отдельными четко идентифицируемыми средствами реализации на машине функции «Стоп» или функции отключения всех движений, ведущих к созданию опасной ситуации. Органы управления этими функциями не должны иметь обозначений функций систем аварийной остановки, однако через функцию «Стоп» на машине может быть реализована функция «Аварийный стоп».
Машина с дистанционным пультом управления должна быть оборудована средствами автоматической остановки и предотвращения потенциально опасных операций в следующих случаях:
- если получен сигнал на остановку;
- если обнаружено нарушение в дистанционной системе управления;
- если команда (включающая, в том числе и сообщение о нормальной работоспособности связи) не может быть определена в период предварительной задержки перед исполнением (приложение В), за исключением решения машиной задачи предпусковой подготовки вне зоны действия пульта, где опасные ситуации принципиально не могут наступить.
9.2.7.4. Использование более чем одного дистанционного пульта управления
На машине, управляемой более чем с одного дистанционного пульта, должны быть предприняты меры, для того чтобы в данное время имелась возможность управлять только с одного из пультов. Индикация о том, что пульт управления задействован в управлении машиной, должна быть обеспечена в определенной локальной зоне как предопределяющая опасные состояния на машине.
Исключение - Команда стоп должна реализоваться с любого из установленных на машине пультов, когда это потребуется в соответствии с оценкой рисков.
9.2.7.5. Дистанционные пульты управления с автономным питанием от батарей
Колебания напряжения питающих батарей не должно приводить к опасному состоянию. Если одно или более потенциально опасных движений управляются с пульта с автономным питанием, оператор должен иметь информацию об изменении напряжения сверх допустимых ограничений. В данных обстоятельствах дистанционный пульт должен иметь возможность функционировать так долго, чтобы оператор имел время на вывод машины из неблагоприятных условий.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.